Адаптация ребёнка в детском саду.
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Всё это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответствен момент выхода ребёнка в детский сад.
Скоро ваш малыш пойдёт в детский сад. Необходимо заранее готовить ребёнка к поступлению в детское учреждение. Хотим предложить ряд рекомендаций:
· Прежде всего, вы сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокойтесь и не нервничайте – любое ваше внутреннее состояние сразу передаётся ребёнку.
· Наложите вето на домашнее обсуждение будущих детсадовских проблем в присутствии ребёнка.
· Заблаговременно формируйте у ребенка положительную установку к детскому саду. Рассказывайте веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих сад, делитесь своим личным опытом.
· Не пугайте ребёнка. Фразы типа «Не балуйся, а то отправлю в садик!» могут поселить в его душе страх, который потом будет трудно побороть. Лучше заранее познакомить малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени придёт.
· Ориентируйте ребенка на воспитателя. Он должен твердо знать: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к нему за помощью. Имя-отчество будущих воспитателей должны постоянно фигурировать в ваших разговорах, их образы должны войти в сознание ребенка.
· Узнайте режим дня и начинайте придерживаться его дома. Не забудьте напоминать при этом: «А сейчас детки в саду ложатся спать (идут гулять, садятся кушать)».
· Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (Приложение)
· Не обещайте ребёнку вознаграждения за посещение детского сада. Дайте ему сразу понять: впереди обычная жизнь, в ней будут друзья, интересные игры, прогулки, и надо в эту жизнь включаться сразу, а не сидеть до вечера в ожидании прихода родителей.
· Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, ходите на дни рождения друзей.
· Постарайтесь настроить малыша на дружелюбное общение с незнакомыми детьми, но обязательно предупредите в мягкой форме, что все они разные: есть капризные, драчливые, непослушные, однако бояться их или подражать им не надо.
· Когда настанет час икс, не делайте из этого выдающегося события. Заранее подготовьте в отдельном пакете запасную одежду. Дайте с собой любимую игрушку – с ней ребёнок почувствует себя спокойнее.
· Сначала оставляйте малыша в саду на 1 – 2 часа, обязательно забирая его домой до обеда. Постепенно увеличивайте это время.
· Следите за своими эмоциями. Если вы будете уверены в своих действиях, то и ребенок будет спокоен.
· Планируйте время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его на целый день.
· А что делать, когда малыш постоянно плачет и в прямом смысле хватается за вашу юбку? Психологи рекомендуют не затягивать расставание и не «дразнить» ребёнка своим присутствием. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода малыш спокойно включается в игру – детская психика гибкая и легко приспосабливается к новому.
· Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть малыш помашет вам рукой или пошлёт воздушный поцелуй. Возвращаясь за ним вечером, скажите, что думаете о нём даже в разлуке.
· Теперь вы будете проводить с малышом меньше времени, чем раньше, но важно другое – нежность и тепло ваших взаимоотношений, любовь друг к другу, которую ребёнок должен чувствовать всегда.
Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим:
· Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
· Установите четкие требования к ребёнку и будьте последовательны в их предъявлении.
· Будьте терпеливы.
· Обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках. Не бойтесь быть назойливыми. Скажем, если ребенок может намочить постель во время тихого часа, не скрывайте этого, мол, сама разберется. То же самое с едой. Если ребенок действительно не переносит какую-то пищу, она вызывает у него рвоту, лучше предупредить об этом.
· Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
· Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить её» переночевать в садике и на утро снова с ней встретиться. Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и познакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно.
· Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
· Слушайте его внимательно, когда ребёнок с вами разговаривает.
· Говорите с ним короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
· Каждый день читайте ребёнку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
· Больше времени проводите с малышом: играйте, лепите, рисуйте…
· Поощряйте любопытство.
· Больше играйте с ребёнком в весёлые подвижные игры. Помните, что, находясь в группе, он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если не разрядить, может стать причиной невроза.
· Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему малышу!!!